Далеко в глубь веков уходит история района. Как свидетельствуют исторические источники, заселение Верхнедвинщины начиналось в эпоху мезолита. Эти территории изначально были заселены балтскими, а на Освейщине и угро-финскими племенами, ассимилированными уже в нашем тысячелетии славянами – кривичами. Об этом говорят названия многих населенных пунктов, рек, озер, урочищ.
В средние века эти земли входили в состав Полоцкого Княжества и Великого Княжества Литовского, становились ареной многочисленных войн, которые несли с собой разрушения.
Здесь проходил передовой рубеж борьбы русских воинов с крестоносцами и другими иноземными захватчиками.
В годы Отечественной войны 1812 года при лагере, созданном у города Дриссы и занимавшем территорию около 14 кв. км, находился штаб первой русской армии Барклая-де-Толли. Эти события отражены в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
На Верхнедвинской земле войска Наполеона впервые почувствовали силу и славу русского оружия. Здесь храбро сражался и сложил свою голову генерал Кульнев – достойный ученик Суворова, герой войны 1812 года.
Дальнейшая история Верхнедвинщины неразрывно связана с историей всей Беларуси, а с 1917 года – с историей советского государства. Через восстания 1831 –го и 1863 годов, революции 1905-го и 1917 года прошла Верхнедвинская земля, оставляя в истории славные имена и памятники.
Великая Отечественная война на Верхнедвинщине – это особая страница истории, мужественная и трагическая 1110 дней и ночей длилась немецкая оккупация района и все они были наполнены непрерывной борьбой с врагом. В далекие военные годы 15 тыс. жителей района сражались в рядах народных мстителей, более 3,5 тыс. наших земляков участвовали в военных действиях на фронте. Бессмертные подвиги совершили уроженцы района Герои Советского Союза – И.К.Захаров, И.А.Макеенок, И.М.Кобзун, М.М.Мядель, Э.В.Лавринович, С.А. Забогонский, А.М.Бурак, Н.В.Троян. В Освейско-Россонской партизанской зоне начинал свой ратный путь П.М.Машеров.
В самой северной части района, на стыке границ трех сегодня независимых, а ранее входивших в состав Советского Союза республик - Латвии, Беларуси и России воздвигнут Курган Дружбы. Он символизирует тесное интернациональное единство русских, белорусов и латышей, скрепленное кровью в борьбе с фашизмом. Ежегодно в первое воскресенье июля собираются здесь ветераны, молодежь, жители приграничных районов, чтобы почтить память погибших, вспомнить о героических страницах теперь уже далекой войны. В этот день возлагаются цветы к памятникам Героям Советского Союза латышу Иманту Судмалису, отважной партизанской разведчице россиянке Марии Пынто, подпольщикам Прошковской интернациональной комсомольской организации в Беларуси.
В памяти жителей района навсегда останутся светлые имена росицких мучеников – ксендзов Юрия и Антония,которые в феврале 1943 года приняли вместе с местными жителями мученическую смерть от рук фашистов. В 1999 году росицкие мученики были канонизированы Папой Римским.С тех пор ежегодно в Росицком костёле проводятся дни памяти Святых Юрия и Антония.
Из истории Дриссенского района
Дриссенский район образован 17 июля 1924 г. в составе Полоцкого округа. 28 августа 1924 г. район был разделен на 7 сельских Советов. Его центром стал город Дрисса, 25 декаря 1962 г. переименованный в Верхнедвинск.
В 20-е и 30-е годы прошлого века район занимал территорию в 55102 десятины и граничил на протяжении 30 верст по Западной двине с Польшей, 27 верст – с Латвией и 54 версты – с Освейским и Волынецким районами. Здесь проживало 23767 жителей, из них: 88,5% - белорусы, 2,4% - русске, 0,1% -украинцы, 0,5% - поляки, 7,9% - евреи, 0,1% - немцы, 0,4% латыши и 0,1% - прочие национальности. В деревнях было сосредоточено 89% населения, занимавшегося сельским хозяйством.
В районе насчитывалось 420 населенных пунктов, включая железнодорожные будки и лесные сторожки, и 5103 хозяйства. В тлм числе в г. Дрисса и м. Росица – 643.
В документах Учреждения “Зональный архив в г. Полоцке” имеется отчет Дриссенского райисполкома III Дриссенскому районному съезду Советов, который проходил с 28 февраля по 2 марта 1926 г. На съезде рассматривались вопросы административно-организационной работы райисполкома, финансово-экономического положения района, работы милиции и судебно-следственных органов, промышленности и коммунального хозяйства, состояния лесного хозяйства, торговли и кооперации, народного образования и здравоохранения, затрагивались вопросы землеустройства и положения дел в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что крупной промышленности в районе не было. Из предприятий имелись 3 водяных и 1 паровая мельницы. Все водяные мельницы арендовались частными лицами, а Дриссенская паровая мельница сдавалась в аренду мукомольной артели «Красный мельник».В районе насчитывалось 785 мелких кустарей, которые лишь в г. Дрисса объединились в Совет кустарей и создали ссудо-сберегательную кассу.
Дополнительных доходов у населения не было, кроме незначительных заработков на заготовке ров учреждениям, а в Бигосовском и Росицком сельских Советах – на строительстве железной дороги.
В 1925/1926 учебном году работали 24 школы, в которых обучались 1050 мальчиков и 491 девочка, работало 30 учителей. В г. Дрисса открылась еврейская начальная школа, функционировала 7-летняя школа, в которой большой процент составляли дети из деревень, поэтому при школе было организовано общежитие на 50 человек. Действовала вечерняя школа для взрослых с 70 обучающимися: 52 мужчины и 18 женщин. В январе 1926 г. был открыт детский сад, в деревнях Жигули и Сарья – польско-белорусские школы.
В сельской местности в школах обучалось от 40 до 50% всех детей школьного возраста, а в городе – до 70%. Значительно увеличить количество школ не представлялось возможным из-за финансовых затруднений, а также в связи с нехваткой учителей.
Работали курсы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1924/1925 учебном году на них обучалось 212 человек: 143 мужчины и 69 женщин. В 1925/1926 учебном году при школах было открыто еще 17 пунктов и отдельно организовано 4 пункта. Занятия на курсах проходили успешно.
Из культурно-просветительских учреждений в районе были один народный дом в г. Дрисса, библиотека и 3 избы-читальни в деревнях Жовнино, Сарья, Каркалец.
Что же касается здравоохранения, то врачей в районе не хватало, не было инфекционного и психиатрического отделений, слабо велось медицинское просвещение среди населения из-за нехватки специалистов и их загруженности работой. В г. Дрисса находилась 1 больница на 15 кроватей и при ней амбулатория. В больнице работали 2 врача, 1 фельдшер, 1 фельдшер-акушерка, сестра милосердия и 3 сиделки. В м. Росица сельское население обслуживал амбулаторный пункт со штатом: врач, фельдшер и акушерка. Примечательно, что врача удалось пригласить по совместительству в декабре 1925 г. из пограничного отряда.
Самыми распространенными инфекционными болезнями в тот период были чесотка (888 случаев заболеваний), грипп (378), корь (138), туберкулез лёгких (110), скарлатина (32), сыпной тиф (27).
Одной из самых важных проблем в районе была проблема землеустройства, так как передача земли после революции происходила стихийно: сами крестьяне забирали помешичью землю и распределяли ее, в результате чего создались запутанные земельные отношения.
К 1 января 1925 г. землепользование в районе представляло сельскохозяйственные артели, чересполосное пользование, поселки, хутора, отруба, государственное земельное имущество, включавшее реки и озера, земли специального назначения - железные дороги.
В марте – апреле 1925 г. насчитывалось1106 хозяйств, которым необходима была прирезка 3880 десятин земли.
На 1926 г. был составлен план по подготовке землеустроительных работ на площади 6784 десятины. В Бигосовском сельсовете предполагалось проведение землеустройства на латвийской и польской границах в 19 селениях на территории 5099 десятин, в Росицком и Сардыкском сельсоветах – в 3 селениях на территории соответственно в 768 и 621 десятину и в Жовнинском сельсовете – в 2 селениях на площади в 296 десятин.
В связи с отсутствием в районе промышленности население занималось в основном земледелием. Однако, из-за первой Мировой и гражданской войн, оккупации района немцами, затем поляками посевные площади сократились по сравнению с довоенным периодом до 52 %. Но уже в 1926 г. они значительно увеличились. Всего под посевами было занято 23716 десятин. По сравнению с 1924 г. озимый клин увеличился на 19 %, поля ячменя, овса – на 30 %, а технических культур – 120 %.
Это лишь некоторые факты из архивных источников. Внимательно работая с документами, можно получить более полное представление о положении дел в Дриссенском районе в середине 20-х годов прошлого века.