Адрес: 211631, г.Верхнедвинск,
ул.Кооперативная, д.1
Телефон приемной:
8 (02151) 6-33-47 c 8.00 до 21.00
Телефон «горячей линии»:
8 (02151) 6-33-47 c 8.00 до 21.00
Электронная почта райисполкома:
vdv-rik@vitebsk.by

Игровой комплекс «Каравелла» Верхнедвинская гимназия Pека Западная Двина Мини-зоопарк «Лесная сказка» Верхнедвинский районный исполнительный комитет
Игровой комплекс «Каравелла»
Игровой комплекс «Каравелла»
Верхнедвинская гимназия
Pека Западная Двина
Мини-зоопарк «Лесная сказка»
Верхнедвинский районный исполнительный комитет
20 марта 2019

Коррупция – это не только взяточничество, но и нарушение порядка проведения процедур государственных закупок

Коррупция представляет собой негативное социальное явление, которое опасно как для общества, так и для государства, преступный мир не стоит на месте, формы и способы совершения коррупционных преступлений изменяются, что служит внесению изменений в нормативную базу государства.

Зачастую лица, не имеющие юридического образования, понимают под коррупцией лишь одну из форм ее проявления – взяточничество, на самом деле это не так, список коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции куда более обширен.

Для начала необходимо разобраться, что же следует понимать под термином «коррупция» на законодательном уровне.

Так, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее –Закон) под коррупцией понимается - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Законом определено понятие «государственных должностных лиц», к которым относят в том числе лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

К коррупционным преступлениям относят следующие составы преступлений: злоупотребление властью или служебными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями и другие преступления.

Список правонарушений, создающих условия для коррупции также велик, он содержится в Законе.

Следует отметить, что одним из правонарушений, создающих условия для коррупции, которое является наиболее распространенным, законодатель относит нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок.

Таким образом, к правонарушениям, создающим условия для коррупции, будут относиться нарушения государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного законодательством порядка проведения как конкурентных процедур закупок, таких как: конкурсы, аукционы, так и неконкурентных (закупка из одного источника).

Из буквального толкования закона следует, что к правонарушениям, создающим условия для коррупции, будут относиться любые нарушения установленного порядка проведения процедур как государственных закупок, так и закупок за счет собственных средств вне зависимости от того являются ли проводимые процедуры закупок конкурентными или не являются таковыми.

Анализ практики прокурорского надзора, сведений, поступающих от правоохранительных и контролирующих органов, показывает, что по-прежнему носят распространенный характер нарушения установленного законодательством порядка проведения закупок, фактах необоснованного ограничения доступа к участию в процедурах государственных закупках, манипулирование конкурсными документами, необъективной оценки предложений участников закупок.

Следует отметить, что зачастую при проведении конкурентных процедур государственных закупках в конкурсных документах обнаруживается, что заказчик при описании предмета государственной закупки чрезмерно детализирует его, что вызывает некоторые сомнения, в частности наводит на мысль, что заказчик, проводя конкурентную процедуру государственной закупки, уже заранее отдает предпочтение одному производителю.

Определенным нарушением может расцениваться, если в конкурсных или аукционных документах заказчик предъявляет необоснованно завышенные требования к квалификационным данным участника (указывает требования, которые не основываются на законе), которые могут сделать заведомый выбор в пользу одного поставщика.

При просмотре конкурсных или аукционных документов можно в некоторых случаях проследить, что комиссия, созданная заказчиком для проведения конкурентных процедур государственных закупок, иногда необоснованно отклоняет предложения участников.

Необоснованное отклонение предложений участников будет иметь место, если комиссия отклонило предложение по основанию, которое прямо не предусмотрено законом, а также конкурсными или аукционными документами.

При проведении конкурентных процедур государственных закупок заказчиком часто также допускаются нарушения, связанные с некорректным составлением планов государственных закупок, неправильным выбором процедуры государственной закупки, проведением конкурентных процедур без подготовки и утверждение документов, содержащих сведения, предусмотренные действующим законодательством, ограничение субъектного состава участников процедур государственных закупок по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством и иные нарушения.

Следует отметить, что законодательство, регулирующее порядок проведения процедур государственных закупок постоянно претерпевает изменения, появляется новая нормативная база, в уже действующую вносятся изменения и для того, чтобы случайно не допустить нарушений законодательства в сфере государственных закупок, которые в последствии могут привести к негативным последствия, следует постоянно изучать нормативную базу, анализировать ее, получать при любом сомнении в проведении процедур государственных закупок консультацию от уполномоченного государственного органа - Министерства антимонопольного регулирования и торговли, принимать участие в различных семинарах по разъяснению вышеуказанного законодательства.

Заместитель прокурора
Верхнедвинского района
юрист 1 класса
М.В.Лавданский

19.03.2019

Интернет-ресурсы